+7 (3822) 900-100
Приёмная комиссия
Приёмная комиссия
Меню сайта

Проектное обучение

Проектное образование — это метод обучения, направленный на развитие познавательных процессов, развитие мышления, умение применять теоретические знания на практике. Стиль – активное изучение и познание. Цель обучающегося - получить теоретические знания и суметь применить их на практике. На ответ даётся определённое время, например длительность урока.

Необходимость в обучении проектной деятельности возникла давно. Многие работодатели постоянно сталкиваются с проблемой того, что вчерашний студент много знает, но совершенно не умеет применить знания на практике, в работе, в жизни. Внедрение обучения на основе проектов ещё со школы начинает подготавливать ребёнка к практическому выполнению задач с помощью знаний, которые дал педагог, либо полученных самостоятельно.
Фото: Корреспондент/ТУСУР
Преимущества и недостатки
Повысить интерес, дать мотивацию ученику позволят проектное обучение. Поиск решения заинтересует и одарённых ребят, и отстающих учеников. При этом первые учатся работать в команде, помогать слабым, развивать свои творческие способности, а вторые подтягивают знания. Верхом мастерства будет постановка проектной задачи самими учащимися по предмету.
Актуальный вопрос, поиск решения, групповое обсуждение будет интересно не только самим ученикам, но, возможно, и учителю.
Преимущества
Происходит развитие коммуникативных навыков, принципов групповой работы в интересной для ребят форме
Развиваются навыки поиска нестандартных и лучших решений, анализа ситуации, обработки данных, постановки гипотез
Проектное обучение улучшает память, внимание, концентрацию учеников; знания усваиваются быстрее и лучше
Педагог учит детей искать верные решения, а также объяснение того, почему оно верное, консультирует в случае возникновения трудностей
Для разработки проектов используются компьютерные технологии.
Это повышает уровень компьютерной грамотности, способствует развитию навыков поиска нужной информации
Выявляются интересы учеников
Развиваются междисциплинарные навыки
Происходит развитие эстетического восприятия любых объектов
Из основных преимуществ методики можно выделить следующие:
Недостатки
Отсутствие критериев для оценки учеников
Неумение учеников искать и находить информацию по теме
Нечёткая постановка цели проекта ведёт к трудностям
Повышение нагрузки на учителя. Отработанные методики и схемы проведения урока или пары отсутствуют, учитель сам должен разработать технологию урока по принципу проектного обучения
Отсутствие мотивации для преподавателя: разработки методик ведутся в нерабочее время
Любая методика имеет не только преимущества, но и недостатки. Такими недостатками метода являются
Модели проектного обучения
Модель проектного обучения — это выбор способа проведения урока и донесения информации до обучающихся. На выбор преподавателю предлагается 4 модели, которые он выбирает в зависимости от предмета, возраста учеников, темы урока.

Исследовательская модель
Цель – поиск нового, предложение, проработка путей решения задачи путём исследования. Это может быть сравнение картинок, текстов, поиск в них несоответствий или ошибок, анализ ситуации с возможными вариантами решения. Такая модель предполагает чёткую постановку задачи, но способов решения может быть и несколько.

Творческая модель
Отсутствуют чёткие задачи и цели. Методика направлена на развитие творческого потенциала ученика. Ребёнок может выбрать для ответа тот метод, который ему нравится больше всего: рисунок, поделка, стихотворение, видеоролик и тому подобное.
Игровая модель. Модель подходит для детей младшего школьного возраста: 5-7 лет и средней возрастной группы: 7-10 лет. Обучение в игре – лучший способ усвоения любой информации. Игровая форма изучения наиболее интересна детям. Для решения задачи можно придумать героев, изобразить сценку.

Информационная модель
Вариант предполагает преподнесение информации детям, а задача может состоять в поиске информации по теме или в том, чтобы провести анализ и обобщение фактов.
Подготовка и проведение уроков
1. Выбор темы урока, который делает сам учитель или ученик. Предложенная тема обсуждается, корректируется, если её актуальность пропадает.
5. Ученикам выдвигается требование по предоставлению результатов:
устный доклад, письменная работа, поделка и т.д.
6. Проведение практической работы. Ученики выполняют задание,
ищут решение под контролем учителя.
8. Оценка. Учитель оценивает работу, подводятся итоги и определяется, решена ли поставленная задача.
9. Оценка собственной работы учеником. Учитель может попросить оценить проделанную работу самого исполнителя, выявить проблемы, указать, что получилось, а что – нет, определить причины неудачи.
7. Подведение итогов: ученик (или группа) демонстрирует итоги своей работы.
2. Выделение второстепенных или более узких тем в сфере, где это возможно. Ставятся чёткие задачи по каждой из выделенных подтем.
4. Преподаватель выдаёт технические средства выполнения задачи.
3. Определяется метод работы класса, аудитории: индивидуальное решение или работа в группе. Групп можно создать несколько, чтобы была возможность сравнить результаты.
Проектная система обучения предполагает тщательную подготовку учителя к уроку. Состоит подготовка и реализация задуманного из 9 этапов:
Где применяется проектное обучение?
Проектное обучение внедряется в школы, колледжи, ВУЗы с 2005 года. За эти годы были разработаны стандарты для принципа проектного обучения, в результате утверждён ГОСТ Р ИСО 10006–2005. По принципу soft-skills проводятся олимпиады в школах и ВУЗах.

Наиболее активно методика применяется в учебных заведениях Москвы и Московской области, постепенно расширяя географию. Школа даёт основополагающие навыки, средние профессиональные училища и ВУЗы готовят ко взрослой жизни и применению полученных знаний, умений, навыков.
Первым в России запустил проектное обучение Университет новых технологий – ТУСУР.
5 мифов о проектном обучении в ВУЗе и колледже
Миф 1. Проект всегда разрабатывает преподаватель. Это не так, запрос на выполнение может поступить из внешних источников, найти проект для себя может сам студент.

Миф 2. Принцип проектного обучения подойдёт только для студентов 4, 5 курсов. Отнюдь, начиная выполнять задачи по проектам с первого курса студент сразу вовлекается в процесс, учится оценивать ошибки, ищет пути решения.

Миф 3. Методика не совместима с другими формами обучения. Это в корне неверно, проектное обучение сочетается со всеми стандартными практиками преподавания предмета.

Миф 4. Студент не найдёт тему для проекта. Даже если студент испытывает сложности с выбором темы проекта, можно попросить помощь у преподаватели или тьютора.

Миф 5. При проектной методике не учатся, а просто занимаются какой-либо деятельностью. Выполняя задачу ученик или студент самостоятельно исследует тему, пытаясь найти решение проекта. Это даёт не только знания, но и опыт.
Вывод
Основной принцип проектного обучения точно выражает китайская мудрость: «Расскажи мне - я забуду, покажи мне - я запомню, вовлеки меня - я научусь». За проектным образованием будущее, в этом уже убедились многие преподаватели школ, колледжей, ВУЗов, которые по-настоящему могут гордиться своими студентами и тем, чему они обучились по методике проектного образования.
Тебе может быть полезно: