Мехатроника и робототехника

Современное занятие, которое относится к ряду технических специальностей, это мехатроника и робототехника. Эти два направления зачастую не отделяют одно от другого, так как они действительно имеют много точек соприкосновения, у них общие цели и методы.
Поэтому будущие специалисты в данной области учатся на факультетах, которые имеют двойное название «Мехатроника и робототехника». Два названия у направления существует потому, что некоторые различия все же есть.

Мехатроника (механика + электроника) – наука, основанная на интеграции в механику компонентов с электронным, электротехническим, компьютерным управлением. Проще говоря, мехатроника предполагает изучение и создание на практике машин, которые управляются искусственным интеллектом. Робототехника – направление научной сферы, цель которого разработка и конструирование роботов, роботизированных систем, способных автоматизировать любые процессы.

Обе науки призваны заменить труд человека, облегчить, ускорить процессы производства, избавить общество от рутинной, опасной, неприятной, сложной работы. Сегодня это направление современных технических специальностей активно развивается. В отрасль приходят молодые гениальные учёные, которые совершают открытия, делают прорыв в сфере робототехнических систем и мехатронике.

История мехатроники и робототехники

Рывок в развитии данной области науки произошёл около 20 лет назад. Само слово «робот» придумал чешский писатель К. Чапек в 1920 году. Тогда же было дано описание роботам: механизм, выполняющий определённые действия по сценарию вместо человека.

Мехатроника и робототехника, как наука, зародилась в шестидесятых годах 20 века. Тогда же начали создавать первые манипуляторы и механизмы, выполняющие ряд стандартных действий и процессов с помощью мехатронных модулей. А небывалый толчок в развитии отрасль получила в начале 21 века.

Какие механизмы созданы инженерами мехатроники и робототехники?

Сегодня нас окружают многие технические средства, которые создают специалисты мехатроники и робототехники. Это:
1. Манипуляторы. Машина, выполняющая разного рода работы: перемещение, изменение положения, подъём, иные действия с объектом или предметом. Манипуляторы применяются в сферах повышенной опасности для защиты человека от травм и гибели. Существует 2 вида манипуляторов: машины, контролируемые человеком и роботы-манипуляторы.
2. Конвейер. Простейший механизм непрерывного перемещения, который используется в разных производственных сферах. Механизмы конвейера могут производить точечную сварку, резку, штамповку, покраску деталей с последующим их переносом и перемещением.
3. ПК или персональный компьютер. Известный каждому проект мехатроники и робототехники. Внутри каждого компьютера и ноутбука есть механизмы с электронным управлением. Это жёсткий диск или электромеханическое устройство хранения данных; вентиляторы охлаждения, встроенные пакеты программного обеспечения с заданным алгоритмом действий и иные составляющие ПК.
4. Давно внедряемые в жилые дома и офисы системы «Умный дом». В ней есть заданный набор функций вроде включения света, тепла, запирания замков, передачи на пуль охраны данных о проникновении и т. п.

Плюсы и минусы специальности

Плюсы

1. Специалисты отрасли получают высокую заработную плату: от 200 000 до 300 000 рублей.
2. Профессия уникальная, интересная и редкая – молодым людям интересно и престижно получать необычную специальность;
3. Есть возможности реализовать себя за рубежом. В Германии, Японии специалисты по мехатронике и робототехнике очень востребованы.
4. Возможность получить профессию будущего. Развитие механотроники и робототехники идёт семимильными шагами, уже через 10–15 лет сфера будет испытывать дефицит работников такого профиля.
5. Сфера позволяет реализовать себя и показать свои способности в полной мере.
6. Появляется возможность работать в любой сфере по окончании ВУЗа. Специалисты. Имеющие такие компетенции, могут стать востребованными не только в сфере мехатроники и робототехники, но и в любой другой производственной сфере.

Минусы

1. Сложности с поиском работы по специальности в России – вакансии по данной специальности практически отсутствуют.
2. Чтобы занять высокооплачиваемую вакантную должность, требуется высшее образование и опыт работы.
3. Заработок в начале карьеры небольшой.
4. В связи с постоянным появлением новых разработок и механизмов специалист должен постоянно учиться и повышать квалификацию.
5. Немногие ВУЗы, особенно в регионах, имеют факультеты и квалифицированных преподавателей по специальности.

Дисциплина в учебных заведениях

Факультеты, подготавливающие специалистов в области мехатроники и робототехники, стали появляться в российских ВУЗах в середине 2000 годов. Новое направление в образовании заинтересовало многих абитуриентов. Сразу возросло число желающих попробовать себя в профессии. Однако проходной бал в ведущих вузах страны довольно высокий, что сразу отсеивает слабых ребят.

Те, кто поступает, обучаются не только точным наукам, вроде физики, математики, но и нескольким естественным, прикладным и гуманитарным дисциплинам. Развитие в разных направления позволяет ВУЗам выпускать специалистов высокого уровня. Студенты уже в процессе обучения учатся конструировать, мыслить рационально, умеют работать со сложными приборами, конструкциями, механизмами, программным обеспечением. Основные дисциплины технических вузов на факультетах «Мехатроника и робототехника» такие:
  • инженерное дело;
  • программирование;
  • кибернетика;
  • механика;
Большое внимание в ВУЗах уделяется практическим занятиям, некоторые учебные заведения вводят обучение по принципу проектов. Выбирая вуз и специальность «механотроника и робототехника», абитуриент должен понимать, что обучение потребует от него большой отдачи.

Какие ВУЗы готовят специалистов?

Технологический университет МГУПИ. Имеет несколько факультетов для подготовки специалистов разного направления. Проходной балл - от 122 до 174 баллов. Обучение длится 4–5,2 лет.

МГТУ им. Баумана. Престижный ВУЗ с девизом «Создаём инженеров», в том числе образование могут получить будущие инженеры в сфере робототехники и мехатроники.

МГТУ Станкин. Факультеты Автоматизация технологических процессов и производств, Мехатроника и робототехника подготавливают высококвалифицированных специалистов. Срок обучения – 4 года.

РТУ МИРЭА с факультетом «Искусственный интеллект» готовит специалистов в области мехатроники и робототехники для разных отраслей промышленности.

Специальность «мехатроника и робототехника»: кем работать выпускнику?

Найти работу вчерашнему студенту данного технического факультета можно практически в любой отрасли. Полученные знания не ограничиваются лишь сферой механотроники, робототехники. Выпускники технических ВУЗов работают в многих отраслях промышленности. Специалистов ждут в авиационной, ракетно-космической, медицинской отрасли. Многие трудятся в силовых структурах государства, на предприятиях, в акционерных обществах, коммерческих фирмах. Нередко люди открывают собственный бизнес или остаются преподавать в ВУЗе.

Дополнительными преимуществами при поиске работы будет опыт, которые многие студенты приобретают во время обучения, и знание английского языка. Зарплата специалиста по мехатронике и робототехнике различается в зависимости от его возраста, опыта, квалификации. Молодой специалист может получать 30–50 тысяч рублей. Со временем заработная плата возрастает до 100 тысяч рублей и больше.

Востребованные профессии

Выпускник технического ВУЗа может выбрать одну из предложенных профессий, в котором пригодятся его знания:
  • инженер-электротехник, занимается проектированием, разработкой, эксплуатацией механических систем с электронным управлением;
  • педагог, преподаватель, обучает студентов направления «мехатроника и робототехника»;
  • инженер сервисного центра, занимается ремонтом и обслуживанием техники и электроники;
  • программист, разработчик ПО, специалист по созданию и внедрению компьютерных программ;
  • архитектор виртуальности, 3D-моделлер, создание виртуального контента – основное направление профессии.

Вывод

Про специальности «мехатроника и робототехника» определённо можно сказать – это профессия будущего.
Если большинство выпускников ВУЗов пока не работают по своему основному направлению, то возможно через 10–20 лет в сфере наоборот, возникнет дефицит таких специалистов.
Тебе будет полезно знать: